Описание опыта работы
педагога-психолога
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 253» комбинированного вида
Сивцовой Екатерины Викторовны
Образование: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасская государственная педагогическая академия» г. Новокузнецка. Квалификация педагог-психолог. Специальность: «Педагогика и психология» 2007 г.
Квалификационная категория: первая квалификационная категория
Психолого-педагогическую деятельность выстраиваю в соответствии с поставленными целью и задачами:
Цель: Создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Задачи:
1. Способствовать осуществлению «психологизации» воспитательно-образовательного процесса: психологическое просвещение педагогического персонала и родителей.
2. Содействовать созданию благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении.
3. Способствовать развитию социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений между детьми.
4. Развивать интерес у детей к самопознанию и воспитывать уважение к себе.
5. Формировать умение у детей выражать свои чувства.
Профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с основными направлениями работы педагога-психолога:
Развивающая и коррекционная деятельность с воспитанниками осуществляется мною в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Целью которых является развитие познавательной и коррекция эмоционально-личностной сферы (страхов, тревожности, агрессивности, повышение самооценки и т.д.).
В рамках данного направления мною разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Школа творчества», направленной на формирование гармоничного развития личности ребенка средствами творческой деятельности.
Результаты выходной диагностики показали, что эффективность реализации программы составляет 90 %.
Рецензент программы О. А. Никитина — заведующая психолого-педагогическим отделом МАОУ Центр «Семья».
Программа презентована на городском методическом объединении педагогов-психологов по теме «Возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога – психолога ДОУ», где получила положительные отзывы коллег (февраль, 2014г.).
Консультативная деятельность
Осуществляется по заявленным проблемам для детей, родителей (законных представителям воспитанников), педагогов. На общих и групповых родительских собраниях мною освещаются следующие темы: «Адаптация детей к детскому саду», «Психоэмоциональное напряжение», «Возрастные особенности детей», «Кризисные периоды» «Детско-родительские отношения», «Вопросы гигиены», «Раннее развитие», «Кризис 3-х лет», «Страхи», «Взаимоотношения в детском коллективе», «Готовность к школьному обучению» и ряд других.
Диагностическая деятельность
В своей работе использую как традиционные, так и современные стандартизированные объективные тесты, и проективные методики: Психодиагностика творческого мышления: Диагностика определения школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека, подготовительных к школе групп, «Кактус» (М.А.Панфилова), «Страхи» (А. Л. Захаров). Батарея тестов для изучения творческого мышления модификации тестов Гилфорда и Торренса, тест «Руки», Методика «Несуществующее животное» и т. д. Разнообразные анкеты, опросники для родителей, педагогов.
МБ ДОУ «Детский сад № 253» заключен договор социального партнерства с Муниципальным автономным образовательным Учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центром психолого-медико-социального сопровождения «Семья». Предметом данного сотрудничества является проведение комплексного медико-психолого-педагогического мониторинга. Психологический раздел мониторинга включает следующие методики: Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста (Е. М. Борисова, Т. Д. Абдурасулова). Тест-игра «На что похоже?» (О. А. Белобрыкина). Шкала самооценки. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур). Методика «Выбери нужное лицо» определение уровня тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В.Амен). «Краски в подарок» социометрическое исследование (Е. Панько, М.Кашляк).
Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет объективно оценить уровень психического развития воспитанников. На основании результатов диагностики мною проводятся консультативные мероприятия с родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами, даются практические рекомендации.
В течение года проводилось анкетирование родителей (законными представителями) воспитанников, воспитателей, специалистов дошкольного образовательного учреждения. Мною были составлены вопросы анкет для родителей на тему «Взаимоотношение воспитанника в группе ДОУ». Результаты анкетирования свидетельствуют:
95% детей — с желанием посещают детский сад.
98% родителей — положительно оценивают взаимоотношения ребенка в детском саду.
100% родителей отмечают доброжелательное отношение к детям со стороны педагогов.
99% родителей считают — конфликтные ситуации решаются своевременно и позитивно.
100% — не было случаев жестокого обращения (физическое насилие) по отношению к детям со стороны работников детского сада.
Просветительская, профилактическая деятельность
В рамках данного направления с педагогическим коллективом ДОУ проводятся тренинги по темам: «Саморегуляция психо-эмоционального состояния», «Психологический климат в дошкольном образовательном учреждении как основа корпоративной культуры», мастер – класс: «Работа с гиперактивными детьми «В моей ладошке человечек».
Беседы с педагогами и родителями по темам: «Адаптационный процесс в группе детского сада», «Минимальная мозговая дисфункция», «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», «Кризис 3 лет – что это?», «Возрастные особенности воспитанников ДОУ», «Возрастные нормы», «Тревожный ребенок», «Аутичный ребенок», «Агрессивный ребенок», «Стили семейного воспитания».
Наглядная информация по актуальным темам представляется мною на общем стенде учреждения и в групповых комнатах.
Организационно-методическая деятельность
В процессе работы активно использую информационно-коммуникационные технологии и интернет ресурсы, мною созданы презентации для выступления на педагогических советах, листовки, памятки для родителей и педагогов по различным темам. Использую наглядно-иллюстративный материал в работе с детьми, что способствует большей информативности представленного материала и наиболее эффективному взаимодействию.
С целью повышения квалификации принимаю активное участие в методических мероприятиях дошкольного учреждения. На педагогическом совете по теме «Сенсомоторное развитие воспитанников как основа пропедевтической работы в младшем возрасте» мною продемонстрированы практические приемы активизации сенсорного восприятия «Чувственный мир» на основе «Монтессори-материала».
Являюсь активным участником городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений г. Новокузнецка «Психологический клуб», который организован МАОУ Центр «Семья» (Сертификат в объеме 72 часов).
В течение 2013-2014 учебного года на базе МАОУ Центр «Семья» принимаю участие в работе методического объединения для психологов системы образования «Групповая супервизия» (Сертификат в объеме 30 часов).
В рамках ГМО мною проведен мастер — класс «Игры с проволокой», а так же был продемонстрирован Монтессори – материал.
Приоритетным направлением моей работы является создание условий успешной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В рамках данного направления мною проводятся следующие мероприятия: наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп; оформление адаптационных листов; консультирование родителей как в групповой так и индивидуальной форме на темы «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания», «Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?», «Возрастные особенности ребенка»; консультации для педагогов в форме лекций: «Адаптация в ДОУ», «Планирование работы в адаптационный период», «Портрет ребенка на период адаптации». С целью психологической разгрузки и снижения эмоционального напряжения в адаптационных группах созданы уголки уединения, а так же экран настроения, отражающий эмоциональный фон детей группы.
Результаты социально-психологической диагностики адаптации воспитанников свидетельствуют, что 89 % детей с легкой и средней степенью адаптации к ДОУ.
В соавторстве с творческой группой разработан социально – педагогический проект «Мы рады видеть вас!». Целью проекта является: сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников в период адаптации к дошкольному учреждению.
Проект представлен на всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети» (февраль, 2014г.), где отмечен золотой медалью; в конкурсе на лучший экспонат специализированных выставок-ярмарок «Образование. Карьера. Занятость», «Дети. Спорт. Здоровье», «Мать и Дитя» в номинации «Дошкольное образование в современных условиях» отмечен дипломом участника (апрель, 2014г.).
В выше перечисленных направлениях психолого-педагогической деятельности использую элементы следующих методов: психогенетический анализ проблем, арт-терапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия, психогимнастика и т. д.
Участие в конкурсном движении
Приняла участие в «Форуме педагогического мастерства – 2014» мною проведен мастер-класс по теме: «В моей ладошке человечек» (работа с агрессивными и гиперактивными детьми дошкольного возраста с использованием проволоки), сертификат участника (апрель, 2014г.).
Участвовала во всероссийском конкурсе «Методическая шкатулка — 2013» в номинации: методические разработки и творческие идеи в работе педагога – психолога с детьми. Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игры с проволокой» (декабрь, 2013г.), опыт отмечен дипломом участника.
Приняла участие в фестивале педагогических идей «Мое первое открытие», мною представлен социально-педагогический проект «Мы рады видеть вас!», опыт отмечен дипломом I степени.
С 2007 – 2013 работала педагогом-психологом в Муниципальном Учреждении «Комплексный Центр Социального Обслуживания Населения Заводского района», Социально реабилитационное отделение дневного пребывания детей и подростков (СРОДПдип).
В рамках реализации системы работы СРОДПдип «Семейная академия» мною были разработаны и реализовывались развивающие программы «Факультет профориентации», «Гимнастика для ума» (направленная на развитие познавательной сферы). Эффективность реализации данной программы составила 96%.
Мною была разработана и апробирована Развивающая программа «Психологический театр» предназначенная для работы с детьми и подростками от 7 до 14 лет. Приоритетным направлением в работе по программе является формирование морально-нравственной сферы личности ребенка, его социальных и духовных отношений с окружающим миром. Специфика программы – в использовании мирового литературного наследия (рассказов, сказок, притч), а так же специально подобранных творческих заданий, системы вопросов и игр – для развития в детях навыков анализа явлений в мире с деятельно-созидательных позиций. Рецензент программы Н. Б. Сосновская – директор МУ Центра Психолого-Педагогической Помощи. Эффективность реализации данной программы составила 92%
Молодец!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Cпасибо ! Полезная информация.